Обычная версия сайта
О городе Новости Власти города Официально
Общество Экономика Строительство Спорт Образование Культура Авто В мире Администрация в СМИ Фоторепортажи Интервью Пресс-портреты

Александр Высокинский принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

21 июня 2011 11:25

Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский в понедельник, 20 июня 2011 года, принял участие в эфире программы «Открытая студия. Екатеринбург» на телеканале «41-Домашний».

ВИДЕОЗАПИСЬ программы опубликована на Официальном портале Екатеринбурга.

Ведущий: Добрый вечер. В эфире «Открытая студия. Екатеринбург». Каждый понедельник руководители города отвечают на ваши вопросы в прямом эфире. Сегодня наш гость - заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Геннадьевич Высокинский. Александр Геннадьевич, добрый вечер.

Высокинский А.Г.: Добрый вечер.

Ведущий: Напоминаю средства связи. Пейджер программы 002 аб. «Открытая студия». Если успеем ответить на все вопросы во второй части программы, обязательно ответим, и позже у вас будет возможность задать вопрос по телефону. Но сначала мы с Александром Геннадьевичем просим вас позвонить и высказаться по главной теме сегодняшней программы. Говорить будем о развитии Екатеринбурга, о стратегии города. И нам интересно, вы считаете наш город третьей столицей России, или нет. И вот телефоны для голосований. Если да, звоните 278-000-1. Если думаете, такого звания Екатеринбург не заслуживает, тогда ваш номер 278-000-2. И третий телефон для тех, у кого нет однозначного ответа. Не бойтесь звонить. С домашнего звонок бесплатный, с мобильного сервисная плата не взимается. Вы, Александр Геннадьевич, как ответите на этот вопрос?

Высокинский А.Г.: Наверно, все-таки можно говорить о том, что Екатеринбург является столицей, Екатеринбург является столицей средней части страны. Сегодня пришло понимание того, что развивать нашу огромную страну только из г.Москва достаточно неэффективно. Приходит понимание, что нужны точки развития регионов, такие как Екатеринбург, Новосибирск и те города, которые расположены на Дальнем Востоке.

Ведущий: Об этих точках мы поговорим. Но почему, многих горожан интересует, не предприняли никаких действий как Казань, взяли бы и застолбили это название - третья столица.

Высокинский А.Г.: Вы можете говорить все, что угодно, главное - это дело. В первую очередь, мы отличаемся показателями социально-экономического развития. По основной массе этих показателей Екатеринбург лучший среди городов-миллионников. Это такие показатели, как заработная плата - самый высокий показатель, это показатель по строительству жилья, это показатель по инвестициям, розничный товарооборот. Немного субъектов в РФ имеют такой товарооборот как один город Екатеринбург. Поэтому называть можно как угодно, есть определенные точки и показатели, по которым это сравнивается.

Ведущий: Каким бы страшным не было для восприятия слово «Стратегия», сразу начинаешь представлять что-то заумное, но, тем не менее, давайте по некоторым точкам пройдемся. У нас уже стало в порядке вещей, что каждую неделю проходит какая-то информация, что Екатеринбург попал в тот или иной престижный рейтинг. Например, у нас комфортно вести бизнес, или по уровню средней зарплаты. Но ведь так вечно не может быть. Что городская власть сегодня предпринимает?

Высокинский А.Г.: Стратегия - это как раз тот механизм, который позволяет объединить в себе все слои городского сообщества - общественность, власть бизнес. Мы должны четко понимать, какая программа действий будет у власти, какая программа действия будет у бизнеса, и с этой же точки зрения смотрят общественные организации в стратегическом плане. Это некий документ городского общественного согласия, который консолидирует все эти мнения. И он является инструментом, на базе которого все договариваются. Если документа нет, получается «лебедь, рак и щука». Уходит достаточно большое количество времени на доказывание, кто более умный, более правильный. Сегодня все эти вопросы в Екатеринбурге сняты. Этот процесс пошел. И мы живем, мы развиваемся по тому стратегическому плану, который разрабатывался в 2000 год. В 2003 году он был принят. В 2010 году мы его актуализировали. Сегодня находимся на стадии актуализации стратегических проектов, когда смотрим совершенно конкретные вещи.

Ведущий: А нет все-таки ощущения, что «лебедь, рак и щука» в той сфере, которую мы называем бизнесом, все равно, если они вкладывают деньги, они каждый преследуют свою цель, что у него или у этой структуры должна быть своя выгода, а город тогда?

Высокинский А.Г.: Что такое бюджетные деньги? Есть деньги, которые мы тратим на развитие. Есть деньги, которые мы тратим на текущее содержание, наши постоянные расходы. Когда мы планируем бюджет развития, что мы можем заложить в развитие? Весь бюджет можно потратить на социальные программы - проесть деньги. И дальше мы не получаем выхода этих денег в новые проекты, и в увеличение бюджетных доходов. Соответственно, мы говорим, что часть денег идет на социальные программы, часть денег идет на развитие. Предположим, строим мы дорогу. Берем, предположим, улицу Щербакова. Вдоль Щербакова, когда она будет полностью построена, пойдет развитие города, потому что это будет удобная транспортная развязка. Точно также транспортная развязка на Репина, точно также другие транспортны развязки и коммуникации. Мы развиваем общественный транспорт. Мы развиваем отдаленные территории. 15-20 лет назад уезжать жить в какую-то отдаленную территорию, которая сегодня уже фактически отдаленной не является, будь то поселки Садовый, Малый Исток или что-то еще, было не очень комфортно, потому что не было развития городских коммуникаций. Сегодня люди строят коттеджи, едут и в этих районах уже живут. Бюджет выступает как катализатор. Мы вкладываем бюджетные деньги в точки роста, куда сегодня бизнес вкладывать не готов, будь то строительство дорог, строительство инфраструктуры, сетей и так далее. И получаем на вложенные деньги 3-4 рубля денег частных инвестиций. Возьмите Московский тракт. Только вышли, начали осваивать, построилась Мега, Икеа, построились другие крупные супермаркеты, магазины, точки развития бизнеса...

Ведущий: И на этом останавливаться не будут?

Высокинский А.Г.: Останавливаться не будут. Это будет все расти. Посчитайте количество рабочих мест, сколько людей там работает, посчитайте количество налогов, которые сегодня платятся, и мы получаем мультикативный эффект, когда город получает дополнительные доходы от своих вложений, вкладывает это опять же в социальное развитие. У нас больше средств получается на ремонт и реконструкцию детских садов и так далее.

Ведущий: Если говорить конкретно о стратегическом плане, с 2003 года прошло уже достаточно много времени, жизнь на месте не стоит. Что сегодня актуально, от чего пришлось отказаться, и на что делаете ставку?

Высокинский А.Г.: Надо сказать, что в принципе те приоритеты, которые были обозначены в 2003 году, они на 90 с лишним процентов сохранены. Вопрос в том, что за эти 10 лет очень далеко ушли технологии. Был у нас такой проект «Телефон для всех». И мы предполагали, что к 15 году мы выполним программу телефонизации, когда каждый сможет себе поставить телефон домой. Сегодня сотовая связь и информационные технологии развились на столько, что уже эту пару, которую в народе называют «лапша», ее домой никто и не тянет. Уже тянут интернет, уже тянут все новые технологии. Сам-то по себе проект выполнен, потому что сотовая емкость позволяет обслуживать всех жителей город, и тем более, стационарные телефоны. У меня дома стационарного телефона и нет. Я использую только сотовый.

Ведущий: И соответственно, какие-то новые направления.

Высокинский А.Г.: Есть новые направления. Это развитие интернет-коммуникаций, это развитие работы с населением через интернет с использованием социальных сетей, новых технологий, которые сегодня предоставляют информационные технологии. Мы поменяли технологии строительства некоторых транспортных развязок. Мы будем отказываться от сборного железобетона. Будем выходить на монолит. Это более продуктивные технологии. Будем говорить в самом Стратегическом проекте о реконструкции тех инженерных коммуникаций уже новыми технологиями, когда используются неразрушающие методы восстановления сетей, что для горожан более позитивно - мы не раскапываем траншеи. То есть 10 лет изменилось достаточно большое количество технологий. Естественно, этим технологиям нужно соответствовать. А основные стратегические цели остались.

Ведущий: Тему в целом обозначили. Я предлагаю переходить к ответам на вопросы горожан, которые прислали нам на пейджер 002 аб. «Открытая студия». Смотрите. Аркадий пытается сравнить Стратегический план с плановой экономикой СССР. Насколько корректно такое сравнение? Не знаю, с позитивной или негативной он точки зрения сравнивает.

Высокинский А.Г.: Аркадий Михайлович в свое время говорил на эту тему. Планы социально-экономического развития советских времен не предполагали, что население участвует в принятии решений, что нужно построить на этой территории. Решение принимало государство. Государство принимало решение, здесь будет построен завод. После этого из деревень привозили людей и говорили, здесь они будут жить, здесь они будут учиться, развлекаться. Получился следующий момент. Мало того, что мы всегда строили соцсферу по вторичному принципу, то есть первое - это промышленное развитие, а соцсфера уже потом. Именно поэтому мы получили развитие таким образом, что у нас у каждого завода были свои детские садики, свои школы, свои дома культуры и так далее. Мы пришли к тому, что оборонщики жили получше, другая промышленность жила похуже, служащие притыкались в промышленные предприятия, куда можно было ребенка пристроить, что-то еще. Но самое главное, при подобном подходе человек рассматривается как производственный ресурс, не как самоценность - человеческая жизнь, судьба, семья и так далее, человек рассматривается как некий производственный ресурс - нам нужно столько-то человеческих жизней, чтобы выпустить атомную бомбу, приемлемые затраты, неприемлемые затраты и так далее. И вот эта часть сегодня ушла. Мы рассматриваем Стратегический план как механизм, где можно совместить интересы людей. Сегодня очень сложно будет объяснить жителям Уралмаша, почему частный завод УЗТМ поставит домну на его территории. Они этого уже не допустят. Или другие экологически грязные производства. Хотя это нужно стране. Но люди здесь живут. Они теряют здоровье из-за того, что портится экология и все, что с этим связано. Второй момент. Стратегический план разрабатывался как первичный документ для формирования Генерального плана. Генеральный план являлся градостроительным обеспечением стратегии. Третий момент. В отличие от плана социально-экономического развития, у нас появился целый раздел развития гражданского общества и местного самоуправления. Именно там пересечены проекты, которые мы называем поведенческим и поселенческим. Поселенческий проект - это как нам с вами сделать так, чтобы в подъезде было чисто, сделать там ремонт. А потом нужно сделать так, чтобы там, на стенах не рисовали. Это проект поведенческий. Люди должны привыкать к развитию инфраструктуры, к развитию родного города, и относиться к нему, как некоему своему. Должно быть неприлично оставлять бутылку пива на перекрестке. Есть у нас отдельные экземпляры. Должно быть неудобно рисовать на стенке у себя же в подъезде. Такая бравада у нас была. Стеклянные остановки у нас били, а потом привыкли. Сейчас к ним уже все относятся хорошо. Если мы завтра будем ставить железные, нам население скажет, что же вы делаете. Вот это называет развитие инфраструктуры и общества на территории города.

Ведущий: Плановая экономика ушла, а советские граждане еще остались и советская психология. На вопрос, который задает Владимир, мне кажется ответ очевиден. Но тем не менее, мы стремимся стать третей столице, почему уровень жизни в Москве выше, чем в Екатеринбурге? Видимо, здесь надо сравнивать уровни бюджетов?

Высокинский А.Г.: Сегодня действительно есть определенный дисбаланс. Он отмечается по сравнению с крупными городами. Как пример. Есть такой показатель, как бюджетная обеспеченность на одного человека. Этот показатель - это все бюджетные деньги, которые у нас с вами есть, разделить на количество людей. Мы получаем некую сумму. Сегодня в Екатеринбурге эта сумма порядка 20 тысяч рублей, а в Москве - эта сумма порядка 100 тысяч рублей. Примерно такое же отношение у Санкт-Петербурга к нам. У других городов-миллионников этот показатель еще хуже, чем у нас. Хотя последнее время Челябинск по бюджетной обеспеченности даже вырос. Там губернатор разово вложил порядка 5,5 миллиарда в ремонт дорог. У них естественно бюджетная обеспеченность подросла. Если мы тратим на одного гражданина в год 20 тысяч, а Москва тратит 100, то в 5 раз мы меньше денег тратим на благоустройство, в 5 раз меньше денег тратим на детские садики, в 5 раз меньше денег тратим на здравоохранение и так далее. Это, безусловно, неверно. Учитывая, что цены на ГСМ по всей стране одинаковые. Цены на уборочную технику одинаковые. Но когда мы с вами посмотрим то, что творится на территории области, у нас есть муниципальные образования, в которых бюджетная обеспеченность 5-8 тысяч рублей. И нам говорят, посмотрите, вы же живете лучше, чем в области. Это не подход. Сегодня мы выходим на федеральный центр. Об этом говорил президент на экономическом форуме, что должен быть принят минимальный стандарт бюджетной обеспеченности на территории этой страны, чтобы цвет волос жителей города Москва и жителей поселения Пелым не отличался. Естественно, Екатеринбург, обладая фактически такой же инфраструктурой как в Москве, он не может ее содержать так же качественно, потому что просто денег в 5 раз меньше. Можно приводить разные примеры. Сегодня есть такая позиция, в том числе, и в СМИ, когда говорят, чиновники все разворовали. Есть у нас такое, когда нечего объяснить. Давайте посмотрим цифры. Сегодня над этой проблемой нужно работать, чтобы и граждане города понимали, что сегодня мы пока отстаем. Мы не говорим, что нужно забрать деньги у Москвы и отдать нам. Бороться нужно за то, чтобы не было бедных. С этой проблемой нужно разбираться. Мы будем выходить на уровень полпредства, на уровень правительства, для того чтобы можно было это уравновесить. Сегодня дисбаланс большой.

Ведущий: Вы упомянули экономический форум, на котором выступал президент. Тоже хочу спросить. Он там говорил о децентрализации и о передаче отдельных полномочий муниципалитетам. Екатеринбургу сегодня, каких полномочий не хватает?

Высокинский А.Г.: Последнее время у нас была тенденция, когда полномочия с муниципалитетов уходили на уровень субъектов. Происходит это потому, что на уровне законодательства страны муниципальное образование с численность 10 тысяч человек и муниципальное образование город Екатеринбург в 1,5 миллиона, они законодательно уравнены. И сегодня государственная власть, глядя, что происходит на местах, у нас в области, в других областях, они говорят, здесь нужно, чтобы занималось государство, они не справляются. И происходит некая передача полномочий с уровня муниципального, на уровень государственный. В Советском Союзе пробовали, чтобы государство занималось всем. Руки до многих проблем не доходили. Пошли на децентрализацию. Мы передали соцсферу, мы передали многие другие моменты, хотя считаем, что на уровне крупных городов, и об этом, как раз, говорил Владимир Путин, было мероприятие Народного фронта, и лидер партии говорил о том, что сегодня нужно прийти к тому, что крупные города, если они могут содержать инфраструктуру, социальные проблемы, в том числе, здравоохранение, сегодня идет интересная дискуссия, где будет городское здравоохранение города Екатеринбурга, где ему будет лучше. Мы считаем, что передача на уровень субъекта, когда передается все здравоохранение по Свердловской области, для малых муниципальных образований - это лучше, они подымутся, для Екатеринбурга - усреднение, для нас это будет понижение уровня. Поэтому мы сегодня ходатайствуем за то, чтобы это осталось в городе. Мы будем этим заниматься. И я думаю, что уровень услуг будет достойный.

Ведущий: Спасибо большое. Теперь мы отвечаем на вопросы, которые пришли к нам на пейджер. Александр Геннадьевич оперативно прокомментирует некоторые вещи. Начинаем с видео-вопроса, который от одного из телезрителей. Давайте послушаем и посмотрим.

Горожанка: Здравствуйте. Меня зовут Дарья. Я студентка УрФУ. Сейчас в Екатеринбурге ведется корректировка стратегических проектов. Хотелось бы знать, как молодежь может принять участие в этом процессе и выразить свою позицию по поводу социально-экономического развития?

Высокинский А.Г.: По поводу стратегических проектов и в целом разработки стратегического плана. Проект этот открытый. Мы понимаем, что невозможно разработать Стратегический план какой-то группой разработчиков и после этого положить его на полку. Проект должен разрабатываться с учетом мнений всех горожан. Есть такая структура, как Программный совет. Есть трансляции в интернете. Любой гражданин города сегодня может прийти на заседание Программного совета, оно открытое, задать те вопросы, какие есть, либо через те средства электронной коммуникации нашего портала задать вопросы письменно, получить ответ. И если необходимо, подойти в Комитет стратегического планирования для тех или иных консультаций. Цель всей этой работы такова, что Стратегический план действительно носил имя документа общественного согласия, и каждый гражданин мог понимать логику, с которой этот документ делается.

Ведущий: Спасибо большое. Зрители спрашивают. Будут ли в Екатеринбурге сносить 5-этажки как в Москве?

Высокинский А.Г.: По поводу бюджетной обеспеченности мы с вами говорили. Если бы у нас была такая бюджетная обеспеченность, как в Москве, мы бы уже наверно начали 5-этажки сносить, но я думаю, что этот процесс не за горами. Нужно эти зоны, там, где большое количество 5-этажных домов, их нужно будет реконструировать.

Ведущий: От автомобилистов много вопросов. Они говорят, что в прошлом году много дорог было отремонтировано. Судя по тому, сколько перекрестков закрыто и участков, в этом году, вроде как, и меньше денег дали. Так это или нет?

Высокинский А.Г.: Денег получилось чуть меньше. Мы деньги перенаправили на программу реконструкции дворов. Это приоритет этого года. Хотя накал финансирования по строительству дорог мы не снижаем. Нам для того чтобы все было красиво, нужно ремонтировать процентов 10. Но если мы перекроем все дороги, ездить будет невозможно. Это также как артерии в организме. Поэтому здесь мы соотносим те деньги, которые можем выделить и те возможности, которые у нас есть. Сегодня одновременно перекрыть Ленина и Малышева на ремонт - просто взять и остановить всю центральную часть города. Даже если будут деньги, это сделать невозможно. Поэтому выбираются точки, так чтобы и движение не остановить и ремонт произвести.

Ведущий: Константин Алексеевич говорит, что давно не было слышно про проект «Большой Екатеринбург».

Высокинский А.Г.: Проект развивается. Он отнюдь не умер. Идут консультации специалистов. Оценивается среда, оценивается развитие социальной сферы всех городов перед тем, как действительно подходить к решению - агломерация, объединение и так далее. Нам многое нужно будет объяснять, в том числе, и гражданам города, почему мы начинаем вкладывать деньги нашего бюджета, не сносим, предположим, 5-этажки и не строим развязки, мы начинаем строить детские сады в близлежащих городах. Поэтому там большое количество вопросов. Проект обсуждается. Он не умер. Я думаю, что у него будущее есть.

Ведущий: Как Вы объясните нашим зрителям, зачем нужно объединять или как-то сотрудничать с Челябинском? Вы эту идею озвучивали на форуме «Стратегия Екатеринбурга 2020». Мы же далеко очень. Все-таки 200 километров.

Высокинский А.Г.: Как далеко? 200 километров - это не так далеко. На хорошей машине эта трасса при некотором превышении скорости проходится за 2:20-2:30. 70 километров от нас - это коттеджные поселки наши. 70 километров от Челябинска - это коттеджные поселки Челябинска. Осталось неосвоенных километров 60. Необходимо было бы построить большой транспортный терминал на Транссибе. Развивать эту зону может быть, когда аэропорт Кольцово превысит свои возможности. Построить там большой аэропорт типа Франкфурта-на-Майне. Если нас соединить скоростным поездом, который будет 300 километров в час лететь, то сел, выпил чашку кофе, вышел уже в Челябинске. Коммуникация двух городов резко усилится. Платежеспособный спрос двух миллионных городов гораздо больше в коммуликативном эффекте. Поэтому я думаю, что это перспективное направление. Может быть, не сейчас. Может быть, наши дети.

Ведущий: Давайте проект Большого Екатеринбурга сначала создадим. А потом и до Челябинска доберемся. Ольга Николаевна спрашивает, когда будет развиваться микрорайон Эльмаш. Очень много старых построек. С транспортом вроде нет проблем.

Высокинский А.Г.: По микрорайону Эльмаш, Уралмаш. Главная проблема этих микрорайонов была мощность Северных очистных сооружений. Там просто были проблемы со стоками. Некуда были эти стоки сливать. Сегодня эта проблема решена благодаря инвестиционной программе Водоканала. И вы видите, что на Эльмаше бурно пошло новое строительство. Те дома, которые сегодня нуждаются в реконструкции, а может быть выгоднее уже сносить, это перспектива достаточно ближайшего будущего. Это лет 5-8. Мы к этому делу приступим.

Ведущий: Наша программа подходит к концу. Давайте подводить итоги интерактивного голосования. Напомню, мы сегодня спрашивали, считаете ли вы Екатеринбург третьей столицей России. Посмотрит. Итоги получаются достаточно интересными. Практически одинаковое количество зрителей, которые позвонили. Одни сказали «да», другие сказали «нет». Всего 2% тех, которые не определились. Как Вы такие предпочтения горожан прокомментируете?

Высокинский А.Г.: Мы делали вместе с журналом «Форбс» достаточно большие исследования. Это было в другой прессе. При 1-2 месте по большинству показателей социально-экономического развития города. Если нас будут сравнивать с Челябинском, у нас первое, шестое, седьмое место среди десятимиллионных городов. Население города, к сожалению, находится на 7-м месте по оценке качества жизни. Было 2 предложения. Взять автобус и съездить посмотреть. Ну, и соответственно, больше работать с населением, разъяснять, рассказывать. Это нужно делать, это нужно показывать. Как Вы знаете, пресса достаточно много может. Пиар-агентства много могут. Мы прошли не простые времена. Рассчитываем, что сейчас наши отношения с областью будут развиваться позитивно, поэтому такого выброса на горожан, что у нас все плохо, уже не будет, и прибавится любовь к городу.

Ведущий: У екатеринбуржцев много родственников, друзей, знакомых, которые живут в других городах, влияние тоже сказывается. Есть конкретные проблемы у жителей, поэтому так и рассуждают. Спасибо Вам большое.

Высокинский А.Г.: До свидания.

 

Аркадий Чернецкий
Аркадий Чернецкий
Интервью члена Совета Федерации Аркадия Чернецкого журналу «Деловой квартал» по актуальным для Екатеринбурга вопросам

Член Совета Федерации Аркадий Чернецкий критически оценивает новые идеи, связанные с развитием Екатеринбурга. Экс-мэр теперь смотрит на город снаружи, со стороны инвесторов. В интервью «ДК» он рассказал, как с этой позиции выглядит агломерация Екатеринбурга и Челябинска, платные дороги, концессии МУПов и другие замыслы. И объяснил, почему на деньги Федерации городу лучше не рассчитывать.

Западные эксперты - Ричард Флорида, Джоэль Коткин и другие - считают движущей силой мировой экономики конкуренцию мегаполисов. Преимущества получают города, которым удалось найти несколько направлений бизнеса, связанных с высокими технологиями, сохранив при этом традиционные отрасли экономики. К тем же выводам пришли разработчики стратегического плана развития Екатеринбурга. «Мы не сосредоточивались на отдельных отраслях, полагая, что развитие города подразумевает много целей, - говорит Аркадий Чернецкий. - Другое дело, что предпосылки складывались неравномерно - в каждый период времени среди разных направлений были лидеры и аутсайдеры. Но это естественный процесс, от которого никуда не деться. Мы и сейчас не можем предугадать, какая сфера промышленности будет доминировать, скажем, в 2020 г. Понятно лишь, что индустриальная экономика уступит место высоким технологиям. Хотя думаю, что тяжелая промышленность, от которой избавляется Европа, у нас частично останется».

Успеха можно добиться быстрее, сосредоточив усилия на одном-двух направлениях. Если говорить об инфраструктуре, это дороги. Например, в Челябинске Михаил Юревич эту проблему решил.

- Дороги в Челябинске всегда были хуже, чем в Екатеринбурге. Ситуация изменилась в последние 3-4 года, когда область начала вкладывать большие средства в дорожное строительство. Вы знаете, сколько правительство выделило Челябинску в этом году? Огромные суммы, в разы превышающие то, что получает Екатеринбург. Дай бог, то, что городу нужны хорошие дороги, поймут и у нас в правительстве.

Вы про федеральные деньги?

- Нет, про областные. Средства, выделяемые Федерацией, Екатеринбург и Челябинск получают сопоставимые. Мы многое делаем за счет собственного бюджета, но это не значит, что стратегический план развития - план только городской администрации. Муниципалитет изначально привлекал к сотрудничеству правительство области и на словах получал поддержку. Не все обещания сбылись, но очевидно, что за свой счет Екатеринбург не смог бы построить аэропорт или заложить район Академический. Свою часть работы мы сделали - выделили для этих проектов земельные участки, обеспечили новые объекты водой и теплом. Ясно, что такие проекты делаются либо на деньги инвесторов, либо на деньги области, либо на деньги Федерации. Еще лучше, когда можно рассчитывать на несколько источников.

Западные экономисты считают, что конкуренцию транснациональных компаний сменяет конкуренция между городами. Наши говорят, что противостояние городов-миллионников мешает им пробиваться на мировые рынки.

- Никто конкуренцию между городами не отменял. Прежде всего это борьба за ресурсы, особенно между пунктами, которые расположены рядом или реализуют однотипные инвестпроекты. Екатеринбург и Челябинск соперничают за кадры, Екатеринбург и Нижний Новгород - за ЕХРО-2020. Не надо только эти вещи абсолютизировать - ни отрицать конкуренцию, ни превозносить. С Ростовом-на-Дону нам сегодня делить нечего, а завтра интересы могут пересечься. Партнерских отношений это, кстати, не отменяет - при необходимости города-миллионники могут отстаивать общую точку зрения на федеральном уровне. В разработке законов, касающихся муниципалитетов, например. Или при обмене опытом.

Предпринимала ли администрация Екатеринбурга усилия, чтобы привлечь в город конкретного управленца или специалиста, который способствовал бы развитию территории?

- Вообще, в ее компетенцию это не входит. Это не компартия, отвечавшая за то, что от Иванова жена ушла, а Петров вовремя из командировки не вернулся. Хотя заниматься кадровыми проблемами приходилось, особенно в тех случаях, когда мы видели, что крупному холдингу нужен новый директор. В свое время мы помогали привлечь качественных специалистов на руководящие должности в промышленном секторе. Если говорить о культурной сфере, могу привести в пример Театр оперы и балета, где было сложное положение с руководством, пока Михаил Швыдкой не представил мне кандидата Андрея Шишкина. Оказалось, что это специалист принципиально иного уровня. С его приходом в театре появились новые интересные постановки, труппа стала чаще выбираться на гастроли. Можно и другие примеры вспомнить.

В центре и по краям

Административные и географические границы Екатеринбурга постепенно размываются. С 2003 г., когда презентовали стратегический план развития города, началось освоение западных территорий. Сторонники глобализации предложили объеди¬нить Екатеринбург и Челябинск. Идея агломерации двух мегаполисов уже стала популярной.

На бизнес-форуме «Будущее города» Александр Высокинский говорил, что пора застраивать территорию между Екатеринбургом и Челябинском, создавая предпосылки для их объединения. Как вам такая идея?

- Партнерские отношения у городов есть и сейчас, но 200 км - все-таки большое расстояние. Всерьез говорить, что два города сольются воедино, не приходится. Челябинск будет существовать сам по себе, Екатеринбург - сам по себе. Другое дело, что в Екатеринбурге может развиваться некий уникальный функционал в интересах всего региона: авиаперевозки, логистика, торговля, высшее образование.

О «Большом Екатеринбурге», проекте расширения границ за счет городов-спутников, ничего не слышно. Он движется?

- Нет, там серьезно ничего не движется, но я знаю, интерес к теме губернатор не потерял. Сейчас, видимо, появились более насущные вопросы, из-за которых конкретные действия откладываются. Хотя для реализации этого проекта не требуется особых усилий, даже денег больших не нужно. Только желание довести начатое до конца. Думаю, до выборов ничего не изменится - надо ждать следующего года.

Какой из подходов в застройке Екатеринбурга вам ближе - уходить вширь или осваивать внутренние территории?

- От расширения границ нам никуда не деться - Екатеринбург будет расти, в том числе из-за того, что требования к жилью меняются. Многие стремятся за город - в коттеджи, таунхаусы, малоэтажные дома. В центре площадок мало - рано или поздно застройку придется обновлять. Москва уже начала сносить пятиэтажки - при бюджете, в 50 раз превышающем бюджет Екатеринбурга, ей это делать проще. Но регионы тоже к этому придут. Ближайшая задача города - избавиться от более старых деревянных домов на Уралмаше, Химмаше, Эльмаше и Вторчермете. Эти площадки надо задействовать под современную застройку в первую очередь.

Застройщики говорят: мы быстро освоим земли вокруг Екатеринбурга, если власти обеспечат наши участки дорогами, водопроводом, электричеством.

- Теоретически это правильно, хотя к таким репликам застройщиков нужно относиться с определенной долей скепсиса. Строительный бум 2007-2008 гг., когда деньги текли рекой, всех разбаловал. Ситуация удивительная! В условиях нормального рынка при снижении спроса понижается и цена. Однако у нас в кризис спрос упал, а цена почти не изменилась. Нет механизмов, которые понуждали бы застройщиков быстро продавать новое жилье.

Вы посмотрите: государство застопорилось на отметке 58-60 млн кв. м в год и никак не может эту цифру перешагнуть. Хотя и председатель правительства, и президент прилагают для этого определенные усилия. Чтобы строить дальше, нужно стимулировать спрос. Понятно, что застройщики и сегодня хотят получать 100-процентную маржу, как в 2000-х. Но людей, готовых покупать дорогое жилье, осталось немного. В орбиту сделок с недвижимостью пора втягивать потребителей с меньшим доходом. Им требуется более дешевое жилье. Застройщики, которые вовремя сориентируются, останутся на плаву. Сегодня им вполне под силу прокладывать коммуникации самостоятельно. А те, кто не понял, что времена изменились, вылетят с рынка. Вместе с неудовлетворенными амбициями.

Областное правительство внедряет практику голландских аукционов, чтобы отдавать землеотводы тем, кто предложит меньшую цену за квадратный метр квартиры.

- Такой закон обсуждается в Минрегионе и, возможно, скоро будет принят. А пока дальше разговоров дело не идет. Сегодня законодательство говорит - кто дороже заплатил за землю, тот и генерал. Все остальное - от лукавого.

В городе много промпредприятий, выбросы которых отравляют атмосферу. Как быть с ними?

- В центре города их практически не осталось. Сейчас речь идет о крупных промзонах - северной и южной. Их сложно вынести за черту города, но за счет мер, которые мы заставили принять местные предприятия, доля промышленных выбросов в общем загрязнении воздуха невелика. Основной вклад вносят автомобили. Поэтому муниципалитет следил, чтобы в город завозили хорошее топливо, обновлял автобусный парк и развивал электротранспорт. Но для улучшения экологии нужно решить ряд опосредованных задач, таких как строительство многоуровневых развязок, правильная организация автомобильного движения. Важно пересадить жителей на хорошие машины.

Это идет вразрез с государственной политикой поддержки отечественного автопрома.

- А госполитика должна быть гибкой. Чем выше доходы граждан, тем больше у них возможностей купить хороший автомобиль. В Екатеринбурге самые высокие доходы населения среди всех миллионников (мы говорим об официальной статистике, понимая, что многие предприятия платят серые зарплаты). Не случайно и автопарк здесь лучше. Я только что вернулся из Иркутска: такое впечатление, что там 70% автомобилей - старые «японцы» с правым рулем. В Самаре другая картина - большинство ездят на «жигулях» не первой свежести. Вывод - подняв жизненный уровень населения, мы улучшим экологическую ситуацию.

Продолжение интервью

Программное заявление Бизнес-форума «Будущее города. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА 2020» Программное заявление (108 Кб) Скачать




Ключевые слова: александр высокинский, аркадий чернецкий, открытая студия екатеринбург, стратегический план развития екатеринбурга

Пресс портреты: Аркадий Чернецкий

Комментариев пока нет Написать?
 

Материалы по теме

Алексей Кожемяко ответил на вопросы горожан в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 2 августа 2011 16:07
Евгений Порунов принял участие в «Открытой студии. Екатеринбург» 26 июля 2011 14:35
Владимир Крицкий рассказал о настоящем и будущем сферы жилищного строительства Екатеринбурга 19 июля 2011 18:07
Александр Якоб рассказал о развитии Екатеринбурга и ответил на вопросы горожан 12 июля 2011 18:01
Александр Якоб принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 12 июля 2011 08:19
Александр Высокинский: через 50 лет люди из Москвы потянутся в Екатеринбург 7 июля 2011 10:30
Евгений Липович принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 5 июля 2011 13:42
Владимир Гейко ответит на вопросы горожан в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 27 июня 2011 18:10
Екатеринбург готов перегнать столицы по уровню экономического развития 21 июня 2011 14:38
Владимир Крицкий принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 7 июня 2011 12:32
Евгений Порунов принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 31 мая 2011 12:31
Алексей Кожемяко принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 24 мая 2011 17:51
Александр Якоб принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 17 мая 2011 13:10
Михаил Матвеев ответил на вопросы горожан в «Открытой студии» 26 апреля 2011 11:34
Сергей Швиндт ответил на вопросы горожан в «Открытой студии» 19 апреля 2011 11:15
Евгений Липович ответил на вопросы горожан в «Открытой студии» 12 апреля 2011 17:30
Александр Якоб в программе «Открытая студия. Екатеринбург» 5 апреля 2011 12:21
«Открытая студия. Екатеринбург» с Евгением Поруновым 28 марта 2011 17:42
Медиа-холдинг Уральский рабочий  Телекомпания «41-Домашний»
радиостанция Город FM  Единый Расчетный Центр
UralWeb